Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №109 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга 

   

                                    

Доступная среда                       

                                             

Обмен опытом

 

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми логопедической группы

Автор статьи: Глушкова Светлана Анатольевна

"Лучший воспитатель 2015 года",

высшая квалификационная категория

 

 


Адаптивная физическая культура как интегративная наука

                                                                            Автор статьи : Серкина Анна    Юрьевна                                              

                                                                                                  


 

 Дети и музыка: слушать или нет?

 

                                                                                                                                             Автор статьи :Варехина Алевтина Ивановна,

                                                                                                                   музыкальный руководитель

  

     Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос - нужно ли слушать детям музыку, а если нужно, то какую?

     Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль. Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность.

     Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.

     Каждая нота имеет свой частотный диапазон. Каждая мелодия, каждая песня – это последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному.

     Музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции. Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, которые влияют на восприятие человеком музыкального произведения.

      Какой должна быть детская музыка?

     Теперь мы и подошли непосредственно к вопросу влияния музыки на детей – на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику. Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить.

     Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни - все это просто немыслимо без музыки. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос – какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

                                                   Как знакомить детей с музыкой?

      Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке.

1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты  показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!

2. Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий,  так как они способны зомбирующе действовать на психику.

3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.

4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.

5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. «Звуковой шок» может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!

6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку – именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!

7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними.

8. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.

9. Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.

10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

                                                                        Музыка в развитии детей

     Часто родители задают вопрос о целесообразности своего решения «отдать» ребенка в музыкальную школу. Здесь все зависит, прежде всего, от конкретного ребенка. К сожалению, есть много случаев, когда малыш занимался музыкой не по своей воле, а лишь по настоянию родителей и по окончании музыкальной школы ни разу не подошел к инструменту. Но есть множество и совершенно обратных примеров.

     Подчас в возрасте 6-7 лет малыш еще не знает точно, чем он хочет заниматься. Можно попробовать выяснить его предпочтения. Сходите вместе на концерт классической музыки. Дома или по дороге домой обсудите с ребенком, увиденное и услышанное, спросите его, какой инструмент понравился больше всего, на каком бы он хотел научиться играть?

     Попробовать увлечь музыкой можно, но если вы увидите, что вашему сыну или дочери перестали приносить радость занятия в музыкальной школе, лучше что-то предпринять.

     Еще хотелось бы напомнить всем родителям, что музыка окружает нас в самые разные моменты наши жизни.

     Учите малыша слышать ее, обращайте внимание на эмоциональную окраску того или иного произведения, маршируйте с малышом под ритмичную музыку, кружитесь под звуки вальса.

     Научите сына или дочь слышать «музыку леса» - журчание ручья, шелест листьев, стрекотание кузнечиков.

     Обращая внимание малыша на подобные «мелочи», вы учите его душевной чуткости и пониманию, наполняете его душу и сердце эмоциями.

 


Роль развивающей среды в развитии детей

Автор статьи

Легкая Маргарита Викторовна

Главное условие для полноценного развития детей - это окружающая их среда. В связи с этим, в нашем детском саду, мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности. Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

Мы убеждены: необходимо окружить ребёнка красотой, чтобы он проникся мыслью - важно не только сохранять красоту, но и творить её вокруг себя. В детском саду ребёнок проводит много времени. От того, насколько детский сад будет ухоженный, красивый, периодически обновляющийся, с разумно спланированными зонами, совмещающими решение вопросов экологического, нравственного, физического, художественного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем. Детский сад – система всестороннего развития ребёнка, в организации которой принимают участие и взрослые и дети. Создавая,   развивающую среду мы стараемся  сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала.

 

Но хотелось бы подробнее остановиться на таком моменте, что воспитание и развитие  ребенка не должно заканчиваться в детском саду. Воспитатель должен заинтересовать родителей в создании развивающей  предметной среды дома.

Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома, и тем не менее желательно, чтобы в каждой  семье была создана развивающая среда, т.е. такая обстановка, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых.

Естественно, ребенок должен осваивать все пространство квартиры: действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей.

 

Прежде всего,   важно организовать «зеркало ребенка». Как  утверждают психологи, лучше всего подходит трельяж, люди любят свое отражение, а дети  дошкольного возраста особенно. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно - жить в ладу с самим собой. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок и  вернувшись, осматривает себя.

Можно  организовать дома « КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ». Очень важно приучать глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Следует показывать детям  различные предметы живописи, чтобы они находились дома не как бездушные предметы интерьера, а красиво созданные произведения искусства.

«МЕШОЧЕК ДОБРЫХ ДЕЛ» служит для того, чтобы заложить семена доброты. Следует отметить, что сейчас добрые чувства у дошкольника становятся все более дефицитными. «Мешочек добрых дел» идея замечательного выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили. Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом коробочка с мелкими предметами(камешки, ракушки). За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещается мелкий предмет. Итоги подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Добрых дел ребенок может совершить множество: поделиться конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т.д. главное вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда подсчитывают  количество камешков в  мешочке у ребенка.

«ДЕТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Ребенок сам по себе исследователь. Поэтому просто и полезно создать элементарную детскую лабораторию, т.е. собрать в ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, маленькие весы, компасы и т.д. постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как используется.

«ШКАФ УДИВИТЕЛЬНЫХ НАХОДОК»

В него ребенок - дошкольник, а лучше все члены семьи, приносят все необычное, что находиться в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть коряга. Красивый листочек, фантик, камешек. Важно только для поддержания интереса побеседовать о находке.

« КНИЖНЫЙ УГОЛОК»

Существуют мощный соперники книг – телевизоры и  компьютеры. Детям они очень нравятся. А для слушания и тем более для чтения нужны волевые усилия. Поэтому следует весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Обязательно обратить внимание на шрифт и иллюстрации в книге, оформление и содержание, чтобы они были понятны ребенку.

«МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

Очень важно найти скромное местечко, но достойное место семейным фотографиям, пусть в альбоме, но под рукой, а лучше в открытом видном виде. Для того. Чтобы не зарастала тропа к нашим предкам, чтобы ребенок, пусть в самом элементарном, первоначальном варианте узнавал истоки своей ленточки жизни. Ведь главное  для него в этом вопросе – как родители относятся к своим родителям, к своим корням, к родословной.

«УГОЛОК ПОТЕРЯШЕК»

Именно в дошкольном возрасте формируется  привычка складывать аккуратно свою одежду. Этот уголок важен для воспитания собранности, он будет назиданием для всех членов семьи. Так называемый взаимоконтроль в действии.

Кроме всего сказанного о предметно - развивающей среде в семье родителям следует уделять внимание и на подбор игрушек, спортивного инвентаря, организацию детского театра, уголка  изобразительного творчества. Возможно, многие скажут: «Где найти место для всего?  На что можно ответить: « Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире. Не верите? Проверьте!»

Итак, в заключении напомним, для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности.

В помещении должно быть светло. Расширяя поле деятельности детей, следует заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги, мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету.

Не следует концентрировать весь игровой материал в одном месте, нужно создать для детей ситуацию активного поиска (чтобы что–то использовать, нужно встать, пройти, пробежать), в противном случае не избежать гиподинамии.

 


 

Применение средств изотерапии в работе педагогов с дошкольниками.

Из опыта работы воспитателя Дворцовой Елены Исаевны

 

      Условия подбора техник и приемов создания изображений.

      Занятия с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислю условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми.

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат. Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
      Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.
      Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

      Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

 

      Приемы работы: изобразительные техники

Марания

      В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.

      Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.

      Работа на одном листе в паре или всей группой добавляет выразительности результату, а также обогащает взаимодействие детей.

Рисование пальцами

      Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.

      Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.

      Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей техника «рисование пальцами» служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)

      Сухие листья приносят много радости детям. С помощью листьев и клея  можно создавать изображения. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются.

      Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д.

      Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование предметами окружающего пространства

      Можно  рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, листьями, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для педагога знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще это просто весело!

      Предложения по новому использовать неизобразительные материалы может исходить и от  педагога. Целенаправленное «раскачивание» двигательных и функциональных стереотипов создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости — в частности, от ритуалов, — повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.

Трехмерные  и плоскостные изображения из газет (бумаги)

      Бесплатные рекламные газеты (прошу прощения у издателей) – это популярный расходный материал, которого очень много у всех владельцев почтовых ящиков. В семьях его используют для бытовых нужд: обертывания и прокладывания вещей при хранении, укрывания поверхности стола во время рукоделия или ремесленничества.

      Во время творческих действий с газетами и скотчем создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка. Даже деструктивные акты разрывания, комканья, стискивания бумаги нацеливаются именно на созидание Нового. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность», из Ничего создается Что-то, также как в процессе изотерапии из неуверенного, робкого, пугливого, затюканного постоянными придирками и нападками ребенка возрождается Личность.

 

      Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:

формированию представлений о себе,
изучению и выражению своих чувств и эмоций;
формированию позитивного самовосприятия;
развитию коммуникативных навыков;
эмоциональному сближению членов семьи;
снятию психоэмоционального напряжения;
развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

      Для выполнения упражнений вам понадобится:
бумага для рисования, краски, карандаши, цветные мелки.
картон, ножницы, клей
пластилин
различный природный материал
фотографии
музыка

 

      Далее хочу представить описание одного упражнения, которое можно успешно использовать в работе с детьми.


Конверты радости и огорчений

      Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

      Возраст: старший дошкольный; школьный

      Материалы: почтовые конверты, бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей.

      Описание упражнения:

      «За целый день успевает произойти масса разных событий – что-то нас веселит, что-то нас удивляет, что-то нас радует, а что-то нас и огорчает. Давай с тобой сделаем конвертики, в которых сможем собирать всё то, что запомнилось за день. В один из них мы будем собирать свои радости, а в другой будем прятать огорчения».

      Теперь предложите ребёнку изготовить конверты. Для этого можно использовать как обычные почтовые конверты (которые затем можно разрисовать, сделать на них какую-либо аппликацию), так и изготовить самостоятельно. Для этого можно придумать свою форму, выбрать сам материал (альбомные листы, белый/цветной картон, фольгу и т.д.)
      Когда конверт радости и конверт огорчений будет готовы – начинайте их заполнять.

      Возьмите небольшие бумажки и попросить ребёнка написать на них, или нарисовать  то, что обрадовало его, а что огорчило. И распределите это по соответствующим конвертам. 
      Затем предложите ему с помощью рук изобразить весы. Пускай он положит один конверт на правую ладонь, а другой на левую. Как он считает, что перевешивает? Радость? Отлично, скажите, что завтра, когда мы вновь будем заполнять наши конвертики – её, наверно, станет ещё больше! Перевешивают огорчения? Скажите, что, конечно, это грустно. Но ведь мы их убрали в конверт, они больше не в тебе – а вот в этом конверте. А значит, они потеряли власть над тобой. А завтра мы вновь продолжим заполнять наши конвертики, и ещё посмотрим – кто ж перевесит!

      В процессе заполнения конвертов можно с ребёнком периодически пересматривать их содержимое, что-то обсуждать, убирать или добавлять. Пусть ребёнок сам решит как долго он будет «вести» такие конверты. Когда он захочет прекратить – проведите «полную ревизию» содержимого. Потом предложите конверт с накопившимися радостями  хранить в надёжном месте, что б всегда была возможность пересматривать его, если вдруг будет грустно. А вот с конвертом огорчений предложите «расправиться». Пусть ребёнок придумает способ, как огорчения навсегда уйдут из его жизни (скажем, конверт можно разорвать и затоптать; можно разрезать, или опустить в воду,  и ждать пока размокнет и т.д.)

      Примечание: Хорошо, когда всё, что ребёнок складывает в конверты, проговаривается вместе с родителями. Родителям это даёт дополнительную возможность лучше узнать своего ребёнка, быть в курсе того, что его заботит в данный момент; Но случается и так, что ребёнок отказывается писать или рисовать то, что его огорчило. Возможно, что причиной этого является нежелание  что-то «рассекретить». Не настаивайте. Значит пока он к этому не готов. Успокойте его, скажите, что вам это необязательно показывать. Или  предложите ему вместо того, что б писать или рисовать огорчения – сказать их шёпотом в сам конверт. А вы отвернётесь или не на долго выйдите из комнаты. В полнее вероятно, что потом ребёнок сам захочет поделиться с вами тем, что спрятал в конверт.

 


 

                                                       Система работы с детьми, не посещающими ДОУ

О. А. Лоза

       Идея организации групп кратковременного пребывания детей как од¬ной из возможных форм вариативного дошкольного образования в нашем ДОУ возникла не случайно. Прежде всего, появился интерес и потребность со стороны родителей, имеющих детей, не посещающих детский сад. Затем, проанализировав целесообразность открытия таких групп, а также возмож¬ности дошкольного учреждения, мы пришли к единому мнению, что орга¬низация такого рода дополнительных образовательных услуг возможна и актуальна.
      Основными целями открытия групп кратковременного пребывания (здесь и далее РКП) стали: ранняя социализация детей и подготовка их к поступлению в детский сад, а также поиск и апробация новых форм взаимо¬действия педагогов с родителями детей раннего возраста
Данная работа ведется в нашем дошкольном учреждении с октября 2005 года В этот период были разработаны нормативно-правовая баи и об¬разовательная программа, проведена экспертиза организационных условий, необходимых идя открытия группы.
      Эту группу посещали дети до 3 лет в сопровождении родителей. Время пребывания воспитанников в учреждении составляло в целом 4 часа. За это время с детьми проводились развивающие занятия, организованные с уче¬том возрастных особенностей, предусматривалось обеспечение питанием. При этом дети, посещающие данную группу, входили в контингент воспи¬танников нашего ДОУ.
      Надо сказать, что появление новой формы пребывания ребенка ранне¬го возраста в ДОУ было связано и с определенными организационными и методическими трудностями. Во-первых, режим кратковременного пребы¬вания ребенка в образовательном учреждении и деятельность педагога в при¬сутствии родителей требуют особого подхода к отбору содержания и форм организации детей и их родителей При этом очевидно, что в отведенное время (около 8 часов в неделю) педагог не может существенно повлиять на развитие детей. Следовательно, основной упор надо делать на просвещение родителей, вооружение их соответствующими знаниями, формами и мето¬дами систематической работы с детьми раннего возраста в условиях семьи. Во-вторых, помощь требовалась и самим педагогам, так как многие из них не обладали специальными знаниями по организации работы со взрос¬лыми людьми родителями воспитанников. Кроме того, в современной пра¬вовой базе, регулирующей деятельность дошкольных образовательных уч¬реждений, оказывающих помощь и поддержку родителям детей раннего воз¬раста, не определены содержание и формы повышения педагогической компетентности родителей.
      Для решения подобных задач педагогам необходимо обладать соответ¬ствующим уровнем профессиональной компетентности, коммуникативной и речевой культуры. Именно эти сложности, возникшие в процессе работы на первом этапе организации ГКП в ДОУ, а также необходимость психолого-педагогическо¬го сопровождения педагогической деятельности мы постарались учесть на следующем этапе работы, в рамках опытно-экспериментальной деятельнос¬ти, организованной при содействии специалистов УМ Ц факультета дошколь¬ного и начального школьного образования Ленинградского областного ин¬ститута развития образования. Увеличение спроса на данный вид услуг; а также практический опыт данной работы способствовали изменению режима работы ГКП в ДОУ В настоящий момент организованы две группы КП, 1,5 2-часового пребы¬вания детей без организации питания. Занятия с детьми в данных группах проводятся два раза в неделю. На группе работают 4 специалиста, которые проводят занятия по развивающим играм, музыкальному воспитанию, ИЗО-деятельности, физическому развитию. Педагоги организуют взаимодействие с детьми на основе авторских про¬грамм, разработанных с учетом возрастных особенностей ребенка раннего возраста.
      В процессе инновационной работы возникли новые задачи, связанные с удовлетворением новых потребностей родителей в получении системати¬ческих знаний и практического опыта образовательного взаимодействия с ребенком и коррекции его развития, вследствие чего в 2010 году в ДОУ были организованы и апробированы консультативный пункт и клуб «Молодая се¬мья». В работе пункта и клуба задействованы специалисты различного про¬филя (психологи, дефектологи, медики). Родители по предварительным заявкам могут получить помощь и повысить свою педагогическую компетен¬тность.
      Анализ результатов показывает востребованность новых форм родите¬лями, высокий рейтинг организованных на базе ДОУ групп кратковремен¬ного пребывания. Развивающее содержание, вариативные методы работы с детьми, система сопровождения ребенка в рамках ГКП дают свои плоды и решают важную задачу обеспечения доступности образования детей ранне¬го возраста в микрорайоне.

 


 

                                                                                    Как научить читать дошколенка

Учитель-логопед Тельнова Л.Е.

 

      Как хорошо, когда ребенок умеет читать! Мамы и бабушки спокойны за будущие школьные отметки, папы и дедушки горды своим умным чадом. Счастлив и сам ребенок, потому что «не надо звать, не надо ждать», а можно в любой момент очутиться в волшебном мире, где живут мальчики-волшебники, отважные пираты, прекрасные принцессы, где все животные говорят, и даже самое простое полено вдруг превращается в озорного человечка.

      Вот только путь в эту страну долог. Сколько преград нужно преодолеть мальчишкам и девчонкам на своем пути! Нужно запомнить все буквы и звуки, каким-то непостижимым образом сложить их в слоги, а затем в слова, тысячу раз прочесть про «маму, которая моет раму» и «Петю, которому папа купил пенал» и понять, о чем же ты только что прочитал...

      Что же поможет нам в этом?

      Десять - двадцать лет назад на выручку родителям приходили букварь и азбука.

      По моему мнению, для большинства детей этот метод обучения (по букварям) остаётся классическим. Сегодня мы попытаемся познакомиться с разными букварями, и обозначить какие трудности могут встретиться на пути освоения грамоты.

      Небольшой исторический экскурс.

      Что же такое букварь?

      Это учебное пособие для обучения грамоте. Он помогает усвоить печатные и рукописные буквы и их звуковые значения, научиться читать слитно простейшие слоги и слова, правильно понимать читаемое, уметь читать и понимать небольшие тексты.

      Букварь традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре.

      Основные структурные звенья букваря - буквы, буквосочетания, слоги, цифры, грамматические сведения, обращения к детям и родителям, наставления и иллюстративные материалы, схемы, таблицы.

      В России прообразами Букваря были азбучные таблички, берестяные грамоты (13 века.). На формирование жанра Букварей оказали, значит, влияние использовавшиеся в воспитательных целях толковые «азбуки» Гурия Казанского, фрагменты Библии, Псалтыри. Первым печатным Букварём на церковно-славянском языке в русской редакции стала «Азбука» Ивана Фёдорова (Львов, 1574), построенная на основе букво-слагательного способа.

      Этот метод был очень длительным и трудоёмким.

      Сначала малыши заучивали буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро и т. д. Вызубрив весь алфавит, они начинали заучивать слоги. (Например, нужно было запомнить, что буквы Буки и Аз, стоящие рядом в этой последовательности, обозначают слог «ба».) После того как основные слоги были выучены, ученики наконец-то переходили к чтению. Но каждый незнакомый слог или слово становились камнем преткновения, и учителю опять приходилось объяснять, как это читается, а учениками - заучивать. Таким способом обучение грамоте могло, длится до двух лет.

      Буквари 2-й половины 17 века содержали поговорки и пословицы, изречения философов, образцы деловой переписки. С введением гражданского шрифта одним из первых образцов Б. стала «Азбука», входившая составной частью в «Юности честное зерцало» - собранное от разных авторов (1717).

      Азбуки и Буквари 17 — начала 19 века составлялись главным образом на основе букво-слагательного способа обучения грамоте. В 19 веке в издании Букварей отразилась сословная дифференциация учащихся. Появились дорогие, красочно оформленные уч. книги: «Подарок детям или новая Российская Азбука...» (1815), ставшие заметным явлением в искусстве детской книги.

      Важнейшее направление в развитии русской букваристики конца 19
века связано с именем К. Д. Ушинского. «Родное слово» (1864; выдержало 147 изданий).

      Великий русский педагог К. Д. Ушинский считал букво-слагательный метод обучения грамоте противоречащим законам психического развития ребенка.

      В противовес букво-слагательному методу педагог К. Д. Ушинский предлагал внедрять в школы заимствованный из Германии звуковой метод обучения грамоте.

      Звуковой метод, в противоположность букво-слагательному, не требовал заучивать условные названия букв (аз, буки, веди или бэ, вэ, гэ и т. д.). Обучение начиналось с выделения из слов отдельных звуков, из которых затем уже образуются слова.

      Обычно изучение звуков начиналось с какого-нибудь гласного, например «у», к которому затем прибавлялся какой-нибудь согласный, например «с».

      Переход к собственно процессу чтения происходил следующим образом. Сначала читали так называемый обратный слог, например УС (обратный, потому что гласный стоит перед согласным). При этом ребенка просили «тянуть» первую букву, а потом, не бросая ее, не останавливаясь, прибавлять к ней вторую. Затем читали прямой слог СУ.

      И вот, слог прочтен, теперь читаем два, три слога вместе, получаем слово.

      На основе идей Ушинского создан и «Букварь для совместного обучения чтению и письму с картинками и статьями для первоначальных упражнений в объяснительном чтении для народных школ» Д. и Е. Тихомировых (1873, выдержал 161 издания), отличавшийся чёткостью структуры и оформления, дидактически целесообразным расположением материала. Фольклорные тексты сочетались в нём с отрывками из стихотворений русских поэтов 19 века.

      В 1872 вышла «Азбука» Л. Н. Толстого (в 1875 — «Новая азбука»), по словам автора, пригодная для любого способа обучения, которым владеет учитель. Буквы, подкреплённые картинками, даны печатным и рукописным шрифтом с вариантами начертаний. Заучив буквы, учащиеся переходили к чтению двух, трёх четырёх - и пятибуквенных слогов. Наиболее ценное в Азбуке — рассказы и сказки, сочинённые Толстым, изложенные им бас ни Эзопа, а также пословицы и поговорки, загадки, тщательно отобранные из русского фольклора.

      По мнению Л. Н. Толстого, сначала нужно было учить детей выделять звуки в словах, потом складывать звуки в слоги, а потом уже читать слова по слогам. Великий педагог широко вводил добуквенные упражнения: учил детей раскладывать слова на звуки, тренировал слуховое восприятие и произношение. Для этих целей Л. Н. Толстой использовал русские скороговорки, считалочки, потешки. Одновременно с чтением обучали и письму, причем писать дети начинали печатными буквами, а не письменными, как было принято раньше. Уже с первых уроков дети писали слова под диктовку.

      В период ликвидации неграмотности были изданы Буквари разных типов: для городских и сельских школ, для подростков и взрослых, для курсов и кружков.

      В 1981 вышел Букварь В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько. В Букваре содержится много игр, звуковых загадок, ребусов, которые способствуют развитию познавательной активности детей.

      С 1992 Букварь освобождается от излишне политизированного содержания.

      Перейдём к современным букварям 20 - начала 21 веков.

1. Азбука с крупными буквами, Натальи Павловой (2002 года).
Хороша красочностью иллюстраций, крупным шрифтом
постепенностью усложнения заданий.

2. Для начинающих читателей, а также детей с нарушениями
произношения звуков. Автор Н. С. Жукова "Букварь" (2005 года).
Преимущества этого букваря в следующем:

Изучение букв начинается с гласных (показана их
артикуляция)

Используется крупный шрифт

Грамотно подобраны картинки на выделение звуков из слов в
разных позициях

•  Инновационно: вертикальная красная строка с левой стороны
страницы (для формирования правильного навыка чтения -
слева на право).

3. Интересен Букварь Д. И. Тихомирова (2002 года).

Для одарённых детей и заинтересованных родителей. Для книги характерен прекрасный подбор произведений русских писателей (В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. Н. Плещеев, А. К. Толстой и ДР-)

      Из собственного опыта работы хочется порекомендовать родителям избежать некоторых ошибок при обучении малышей чтению:

1. При знакомстве со звуками и буквами - самой распространённой ошибкой является путаница в названии звуков и букв. Родитель,

называя букву, произносит именно название буквы, а не звук ("ка" а не "к", "ре" а не "р"). И это приводит к тому, что малыш будет читать, например, вместо "крот" - "каэрот".

2. Изучение букв лучше начинать с гласных. При этом важно
помнить, что в русском языке 6 гласных звуков, но 10 гласных
букв (4 йотированных буквы: Е, Ё, Ю, Я).

3. Важно при знакомстве с образом буквы использовать
сравнительные ассоциации (на что похожа буква).

4. Занимаясь по букварю с ребёнком родителям важно следить за
темпом, ритмом, интонированностью речи (не говорить быстро,
"скороговоркой"), соблюдать паузы, а также за грамматической
оформленностью своей речи. Ведь дети, в первую очередь
подражают Вам, дорогие родители.

5. Прежде чем учить детей читать важно, исправить нарушенное
звукопроизношение (если звуки нарушены). В этом вам помогут
специалисты - учителя-логопеды.

      Желаю вам дорогие взрослые и вашим малышам, избежав ошибок, о которых мы говорили пройти нелегкий путь обучения чтению. Ну а наградой будет возможность погружаться в неповторимый и интереснейший мир книги.

      Эта информация была представлена на читательской конференции: “Подари мне чтение доброго”, которая проходила в рамках апрельского театрального фестиваля от 25.04.2011 г.

 


 

 

Что такое мнемотехника. Использование мнемотаблиц в детском саду.

Воспитатели: Кималова Е.И., Глушкова С.Н.

 

Логическая память взрослого человека и есть вращенная внутрь  «мнемотехническая память».

Л.С. Выготский

      Что же такое наша память? В психологии память понимается как познавательный (когнитивный) процесс, состоящий в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании приобретенного опыта, обеспечивающий его возвращение в сферу сознания и повторное использование в деятельности (Ф.Р. Филатов, Общая психология).

      Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшей предпосылкой обучения и развития личности.

      Таким образом, память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.

      Со стороны взрослых бывает много жалоб на плохую память ребенка. Дети часто не могут вспомнить, чем они занимались в школе, что сегодня им задано на дом…

      В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма.

      Дело в том, в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.

      Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).

      В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.

      Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. У некоторых дошкольников встречается особый вид зрительной памяти – фотографическая. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

      Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых и т.п. В отдельных случаях, когда ребенок пытается запомнить словесную информацию, он шевелит губами или повторяет про себя сообщение.

      Эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. Например, всплывающие по ассоциации отрицательные эмоциональные переживания вызывают у ребенка нервозность, скованность и т.п. при выполнении какой-либо деятельности. Наоборот, положительные эмоциональные переживания тонизируют ребенка, делают его уверенным в своих силах.

      Необходимо помнить, что на эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

      Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для ребенка. Вот почему важно в развитии этого познавательного психического процесса ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать - это и есть инновационные методы и приемы мнемотехники).

      Мнемотехника (от греческого: mneme – память и   techne – искусство, мастерство).

      Слово «мнемотехника» – (искусство запоминания) образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления.

      Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.

      Мнемотехника значительно повышает способность концентрироваться  на одном деле, что способствует обучению различных дисциплин.

      Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза:

      Каждый Охотник  Желает Знать, Где Сидит Фазан (запоминание цветов радуги по первым букам каждого слова – красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

      Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

      Так как феноменальная память – это не дар. Это навык.

      Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся различные приемы, которые помогают развивать память (мнемотехники). Чаще всего используются мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов и т.п.

      Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

      Мнемотаблицы широко используются при знакомстве с буквой, при пересказе, при проговаривании скороговорок, при разучивании стихотворений.

      Осень

1. Загрустили под окошком

2. Клены и березы.

3. Уронили на дорожку листья словно слезки.

4. Снова дождик барабанит

5. Каплями по крыше,

6. Птицы клином улетают - 

7. В парке стало тише.

(Последнюю фразу дети произносят шепотом)

      

      Помимо этого мнемотаблицы широко используются при составлении рассказов, сказок.

1. Жил-был ослик. Его звали Орик.

2. Каждое утро ослик Орик отправлялся по знакомой дорожке на свой любимый луг.

3. На лугу росло много сочной зеленой травы.

4. Но больше всего ослику нравился, хоть и колючий, но очень вкусный чертополох.

5. «О!», - удивился однажды Орик, когда подошел к озеру, чтобы попить воды.

6. «Да ведь озеро похоже на букву О. На мою самую любимую букву, ведь мое имя начинается именно с этой буквы».

7. Потом ослик поднял голову и удивился еще больше, ведь солнышко, что светило ему так ярко, тоже было похоже на букву О.

8. Тогда Орик стал смотреть вокруг и искать, где же еще спряталась его любимая буква О.  И тут он заметил, что колесо его тележки тоже похоже на букву О.

9. Тогда ослик Орик радостно запел, ведь так много знакомых вещей похожих на букву, с которой начинается его имя.

Пояснения: буква О окрашена в красный цвет, т.к. соответствует гласному звуку, а при фонематическом анализе, мы гласные отмечаем красным цветом, нотка, также говорит о том, звук [О] гласный, его можно петь. Можно предложить детям помочь найти ослику, где еще спряталась буква О (камыш, плоды чертополоха, глаз, нотка…). Можно предложить детям назвать все слова, в которых они услышали звук [О]…

 

      Для малышей можно начинать работу по развитию зрительной памяти  с мнеморядов, где информация кодируется в отдельных клеточках, расположенных в ряд. Картинки, заключенные в мнемотаблицах, как правило, рисуются одним цветом и схематично, чтобы ребенку их было легко воспроизвести.

      Игры и упражнения на развитие памяти.

1. Упражнение не развитие объема кратковременной памяти: «Каскад слов»

      Подготовьте список слов (8-10), которые хорошо знакомы ребенку. Например:

            1. огонь

            2. дом, молоко

            3. конь, гриб, игла

            4. петух, солнце, асфальт, тетрадь

            5. крыша, пень, вода, свеча, школа и т.п. (10 слов в ряду максимум)

      Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, ребенок повторяет слова в том порядке, какой задаете вы. То количество слов, которое ребенок может повторить за вами и есть объем его слуховой кратковременной памяти.

2. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.

      То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.

      Например, называете семь фраз.

            1. Девочке холодно.

            2. Мальчик рисует.

            3. Бабушка подметает.

            4. Папа читает.

            5. Мама улыбается.

            6. Дети гуляют.

            7. Кот спит.

      К каждой фразе ребенок делает рисунок. Если он спрашивает: «А что рисовать?», объясните, что он может сам выбирать, что именно изобразить. После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предложите ребенку точно воспроизвести все семь фраз, дословно их повторить.

3. Упражнение на развитие зрительной памяти.

      Предложите ребенку в течение 10 секунд посмотреть на рисунок, затем нарисовать то, что он запомнил.

      Можно выложить из палочек какую-либо простую фигуру (домик, квадрат…) и попросить внимательно посмотреть на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закрыть эту фигуру и попросить выложить. Например:

4. Приемы, помогающие запоминанию

            а). Если ребенок затрудняется запоминать ряд слов, предложите ему к каждому слову сделать рисунок, который поможет ему вспомнить эти слова. То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогало ему вспомнить прочитанное.

            в). При запоминании слов, можно использовать так называемую смысловую систему. Например: называются 10 слов: ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь

      Теперь попытайтесь организовать этот ряд слов в одну смысловую систему, которая запоминается легче:

      Ночью в лесу, в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон – он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от огня.

      Экспериментируйте дальше, только вместе с ребенком. В естественном стремлении развить память имейте в виду: независимо от того, хорошая или плохая у него память. Перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придется использовать на практике и, следовательно, они будут быстро забыты ребенком, - это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство, напряжение.

 


 

 

Дата последнего обновления страницы 19.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения