Речь и движение
автор:Кималова Екатерина Инверовна
Речь – это такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть скоординированны в работе.
И.М. Сеченов писал, что «… всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».
Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевыхзон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, с успехом реализует такое направление, как фонетическая ритмика (сочетание речи с движением). Это направление сочетает в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – и использует механизм их функционального единства.
Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.
Соединение речи с движением способствует развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляторной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.
Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанyость, нечеткость звукопроизношения, заикание.
Таким образом, регулярное использование игровых упражнений на основе соединения речи с движением показывает, что:
- у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляторная моторика и координация движений;
- улучшается фонематический слух;
- нормализуется речевое дыхание;
- формируется умение изменять силу и высоту голоса;
- улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
- уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;
- повышается речевая активность детей.
Следует помнить, что упражнения на координацию речи с движением можно включать в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логоритмические занятия и т.д.
· Артикуляторная сказка (Т.С. Овчинникова)
Движения выполняются в сопровождении спокойной музыки.
ТЕРЕМОК
В лесу стоит маленький домик, настоящий теремок |
Надуть щеки |
Этот домик очень красивый, с черепичной красной крышей и большой кирпичной трубой. |
«Хоботок» – вытянуть губы вперед и вращать ими. |
В доме есть три маленьких круглых окошечка со ставнями. |
«Окошко» - приоткрыть верхние и нижние зубы. |
И большая дверь. А стены дома были очень, очень красивые. |
«Оскал» - показать зубы в улыбке.
«Покрасить стенки» - кончиком языка погладить внутреннюю часть щеки. |
Но вдруг подул сильный ветер. Стены дома стали шататься вправо-влево… |
Поочередно надувать щеки. |
Зашатался и пол в домике вперед-назад, вперед –назад.. |
Двигать челюстью. |
Дверь то открывалась, то закрывалась. |
Открывать и закрывать рот.
|
Даже труба на крыше закачалась. |
«Хоботок» |
Вдруг дом рухнул и рассыпался… |
«Худышка» - втянуть щеки. |
Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что случилось и огорчилась. |
Нижними зубами закусить верхнюю губу. |
Даже слова сказать не смогла от горя. Прискакала лягушка-подружка и говорит. |
Верхними зубами закусить нижнюю губу. |
«Ква-ква, пойдем, мышка, в мой домик жить!» |
Широко открыть рот |
Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой. |
«Улыбка» |
· Пальчиковая гимнастика. (Кималова Е.И)
Стоит в поле теремок. |
Пальцы обеих рук соединить в крышу, ладони напряжены. |
Он не низок, не высок. |
Две ладони опускаются вниз, затем поднимаются вверх. |
На дверях висит замок. |
Две ладони соединить, ладони напряжены (дверь), затем сделать «Замок». |
Как-бы нам открыть замок |
С силой пытаться рассоединить руки. |
И войти в теремок. |
Указательным и средним пальцами (обеих рук) пройти по столу. |
Ключик мы подберем |
Левая ладонь напряжена, пальцы вместе («дверь»), правой - «ключом» (собрать три пальца вместе большой, средний и указательный ) открываем дверь |
В теремочек все войдем. |
«Пошагать» пальцами по столу. |
· Покажи стишок руками (С. Баруздин)
Это ежик. |
Соединить большие пальцы рук, остальные пальцы скрестить и поднять – «Ежик». |
Он без ножек? |
Ладонями постучать по коленям. |
Ножки просто не видны. |
Покачать ладонями влево-вправо. |
Он шагает без дорожек |
Шагаем на месте. |
От березки до сосны. |
Показать левой рукой влево, правой – в право. |
Ну а там его нора. |
Поднять руки вверх и соединить – «нора» |
Ежику поспать пора. |
«Ежик», затем ладони соединить и положить под щечку. |
· Упражнение на координацию речи и движения (Нищева. Н)
«Зимние забавы»
Мы бежим с тобой на лыжах, |
Дети «скользя» идут по залу («ходят на лыжах») |
Снег холодный лыжи лижет |
«Скользят», делая поочередно ногами по полу полукруг. |
А потом – на коньках, |
Руки за спиной («бегут на коньках») |
Но упали мы. Ах! |
Приседают. |
А потом снежки лепили, |
Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, то другая). |
А потом снежки катили, |
Катят воображаемый комок. |
А потом без сил упали
И домой мы побежали. |
Приседают.
Бегут по кругу.
|
· Фонопедическое упражнение «Морозята» по методу В. Емельянова
Выли морозята вместе с метелью. |
Дети произносят «у-у-у», делая glissando вверх и вниз. |
Надували щеки и дули холодным ветром. |
Продолжительно равномерно выдыхают на звук [ф ] |
Протирали звезды снежным полотенцем, чтобы они лучше сияли. |
Произносят короткие звуки [а ] в разных регистрах. |
Катались на снежных тучах. |
Делают glissando с высокого звука к низкому на гласную [о ] |
Громко кричали в заснеженных горах, чтобы посмотреть, как сходят вниз лавины. |
Произносят «ба-бах!»: 1-й слог в самом низком регистре, 2-ой – в самом- высоком. |
Раскачивали деревья, которые на морозе скрипели. |
Произносят скрипучий звук [а ] на связках – штро-басс. |
Землю засыпали снегом. |
Произносят «п-п-п-п», коротко и активно выдыхая. |
Наметали снег в большие сугробы. |
Усиливают звук и уменьшают, пропевая на одном выдохе гласные [а], [о], [ы], [э]. |
Использование изобразительной деятельности
в работе с детьми с нарушениями речи
Учитель-логопед: Глушкова С.Н.
Использование изобразительной деятельности с целью развития речи встречалось крайне редко. Между тем любая деятельность, я считаю, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи, деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. По-моему этим определяется ее связь с коррекционным обучением.
Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.
И так как речь формируется в деятельности, то наряду с игровой деятельностью, большое значение в развитии речи имеет и изодеятельность. Сенсорно-перцептивные возможности изодеятельности позволяют использовать ее в развивающей работе. Ребенок рисует руками. Он учится справляться своими ручками с кисточкой, карандашом, мелком и другими инструментами для рисования. В результате, развивается его слаженная и умелая работа пальчиков и ладоней ( мелкая моторика). А это одновременно влияет сразу на несколько направлений развития человека:
• Развивается мозг в целом, а также ряд мозговых центров;
• Ускоряется развитие речи ребенка;
• Развивается воображение и фантазия;
• Развивается способность к творчеству
Занятие по изодеятельности с детьми– это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, активного и пассивного словаря. На занятиях по ИЗО мы знакомим детей с названиями предметов, действий, которые они производят с предметами, учим различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Удивительно и то, что при занятиях рисованию у ребенка развиваются не только творческие способности, но и , одновременно, способность мыслить логически, просчитывать, планировать. Рисование также полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения.
Таким образом, можно утверждать, что рисование - это естественный способ развития детей. Естественный – это значит , что для развития ребенка вам не нужно придумывать ничего особенного, достаточно иметь под рукой то, чем и на чем рисовать , а желание рисовать уже заложено в каждом ребенке самой природой. Нам, взрослым, надо лишь направить и поддержать детей в этом занятии.
И тут Вы спросите: « Как же я буду заниматься со своим ребенком, если сам не умею рисовать?» Для этого мной была разработаны удобные и эффективные приемы по обучению детей поэтапному рисованию с использованием стихов.
МЫШКА ( рисунок 1 )
1. Мышку просто рисовать, если полкружочка взять,
2. Впереди – глаз, усы и нос,
3. Дальше - ушки, лапы, хвост.
ДОМ (рисунок 2)
1. Я рисую дом,
2. Два окошка в нем
3. Крышу – треугольник, рисую не спеша,
4. Вышла крыша хороша!
КОТИК (рисунок 3)
1. Нарисуем два шара – целый шар и полшара.
2. А теперь смотри, что рисую я внутри:
Два кружочка, треугольник, три полоски,
Три черты: с левой, правой стороны.
3. Сверху ушки уголки, снизу лапочки – кружки,
И пушистый хвостик – получился котик – Рыженький животик!
Изобразительная деятельность – благодатная почва для реализации активности, ведь человек усваивает 10% из того, что слышит, 50 из того, что видит, 90% из того, что делает. Изодеятельность позволяет развивать творческие возможности ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем. Рисование дает возможность маленькому человеку свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, малыш получает радость и удовольствие. А радостный и удовлетворенный ребенок растет счастливым и уравновешенным человеком .
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста.
Учитель-логопед: Глушкова Cветлана Николаевна.
В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем - это нарушение письма - ДИСГРАФИЯ.
Письмо является "базовым" навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе и не только по русскому языку. Процесс овладения навыком письма очень сложен и включает в себя полноценное и своевременное формирование коры головного мозга, органов слуха и зрения, артикуляции, общей и мелкой моторики.
Оптическая дисграфия характеризуется нарушением формирования зрительного образа буквы, слова. Причины, приводящие к оптической дисграфии, могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Так же нарушение письма может быть связано с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития и неблагоприятными внешними факторами: неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка.
Как известно, любое заболевание легче предупредить, чем лечить, поэтому особое внимание обращается на ранее выявление и раннюю коррекционную помощь, которую необходимо проводить еще до начала школьного обучения. Ведь самый благоприятный период для развития и коррекции - это именно дошкольный возраст, когда по мере овладения речью формируется психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности.
Для профилактики оптической дисграфии можно использовать различные игры и упражнения.
Эти игры и упражнения можно использовать для игр дома и в детском саду. Игры и упражнения для развития зрительного гнозиса ( предметный гнозис)
В две первые игры можно играть с ребенком с 4 лет. Они помогут дошкольнику научиться ориентироваться сначала на образе знакомых предметов и объектов (животных, растений и др), а затем и на образах более сложных и абстрактных для восприятия - букв.

1. СТРАННЫЙ ХУДОЖНИК
В игре используются карточки с нелепыми изображениями (составленными из двух предметов) дети должны угадать что или кого хотел нарисовать странный художник

2. Я – ХУДОЖНИК!
В игре используются карточки с недорисованными изображениями предметов, с пунктирными изображениями. Взрослый предлагает узнать какой предмет не дорисовал художник, а затем дорисовать и раскрасить его.

В следующих двух упражнениях ребенку предлагается: поставить в букве точки, найти и раскрасить букву М. ( эти задания можно предлагать детям, которые уже знают образ букв).

В этом упражнении нужно обвести в кружок все буквы М. (аналогичные задания могут быть предложены и с другими буквами, знакомыми ребенку). Упражнение помогает развить внимание ребенка, а так же умение находить нужную букву среди других по памяти или по образцу.
Календарь развития мышления и речи
у ребёнка в возрасте от 1 года и до 6 лет
С помощью составленного в виде графика календаря развития мышления и речи, Вы сможете самостоятельно оценить, соответствует ли развитие мышления и речи Вашего ребёнка тем стандартам, которые предъявляются к детям от 1 года и до 6 лет.
График нормативных показателей развития мышления и речи у ребёнка в возрасте от года и до 6 лет
Нормативные показатели развития мышлени и речи по мере взросления ребёнка
 1. Говорит 3 новых слова дополнительно к словам "мама"и "папа" 2. Произносит подряд 2 слова 3. По просьбе укажет пальцем на одну из частей лица или тела 4. Называет одну картинку из пяти * 5. Выполняет просьбы типа ** 6. Употребляет слова во множественном числе 7. Знает свои имя и фамилию 8. Умеет отвечать на вопросы типа: *** 9. Понимает значение предлогов" на, под, перед, сзади, к" 10. Называет 3 основных цвета из 4-х **** 11. Умеет подобрать антонимы(2 из 3-х спрашиваемых) ***** 12. Даёт определение словам(6-ти из 9-ти) ****** 13. Знает из чего изготовлены разные предметы(3 из 5-ти) *******
(возраст в годах)
|
Примечания
:
* человека,кота,собаки,лошади и птицы
** "положи на стол", "встань на стульчик"
*** "Что ты будешь делать, если тебе холодно?"(устал, голоден...)
**** красный, жёлтый, зелёный, синий
***** Огонь-горячий, лёд-...?; Конь-большой, мышь -...?; мама-женщина, папа -...?
****** Что такое мячик?; бассейн?; стол?; дом?; банан?; потолок ?; чайник?; тротуар?; барьер?
Оценка за ответ на этот вопрос засчитывается, если ребёнок может также сказать к какой группе относится данный предмет, как используется, какой формы, из какого материала (например: банан-фрукт, желтый, длинный, его едят).
******* ложка, обувь, хлеб, дом, дверь.
Каждый из закрашенных прямоугольников соответствует нормативному возрастному интервалу, в течение которого появляется новая нормативная способность ребёнка, обозначенная текстом соответствующего порядкового номера.
При работе с календарём развития мысленно проведите вертикальную линию в точке, соответствующей возрасту Вашего ребенка. Проверьте, с какими из прямоугольников пересечётся данная линия. Эти прямоугольники, а также и те, которые находятся слева от линии, и будут определять те нормативные способности (согласно перечню), которыми должен обладать Ваш ребёнок в его возрасте. Вам остаётся сверить это с фактическим состоянием его развития.
Если большая часть навыков ребёнком усвоена, можно сделать вывод, что мышление и речь Вашего ребёнка развиваются нормально. Если же большая часть нормативных способностей ребёнком ещё не усвоена, то может идти речь об отставании в развитии в той или иной степени.
В том же случае, когда Вашим ребёнком наряду с нормативными требованиями к его возрасту, также усвоена и большая часть других нормативов, соответствующих более старшему возрасту, то это означает, что он опережает своих сверстников в развитии мышления и речи по большинству показателей.
Если задержка (или опережение) происходит частично и только по одному или двум показателям, тогда может идти речь о негармоничном развитии ребёнка.
В тех же случаях, когда с помощью календаря развития мышления и речи родители ребёнка нашли какие-либо отклонения от нормативов, необходимо обратиться за помощью к детскому психологу для своевременной и эффективной коррекции этих нарушений.
По материалам статьи Ларисы Таратиной
«Трудная буква»
журнал «Мой ребенок»
Дислалия — нарушение звукопроизношения.
Ребенок либо не может произнести звук, либо смело заменяет один звук другим. Прежде всего надо уточнять сколько лет малышу. Ведь функциональная или возрастная дислалия — вещь вполне естественная.
Важно знать что является нормой для того или иного возраста.
Возраст ребенка |
Звуки, появившиеся в речи |
1 год — 1,5 года |
б, т, к, ч |
1,5 года –2 года |
л,ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х |
2 года — 2 года 6 мес. |
сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н |
2 года 7 мес. — 3 года 5 мес. |
фь, вь, с, з, хь, л |
3,5 года — 3 года 8 мес. |
ч, щ |
4 года — 4 года 6 мес. |
ш, ж, рь, р |
До трех лет ставить хромающие звуки рано, но необходимо готовить ребенка, его артикуляционный аппарат к правильному произношению, речи.
Артикуляционной гимнастикой можно и нужно заниматься с двух лет. Начните, например, с объяснений: «Чтобы научиться правильно и красиво говорить, нужно четко произносить звуки. А чтобы правильно произносить звуки, надо знать как это делается. Как ты думаешь, чем мы говорим? Откуда слышаться звуки? Правильно, изо рта. То есть мы произносим звуки с помощью всего, что есть у нас во рту. Это губы, зубы, язык. Язычок, пожалуй, больше всего трудится над образованием звуков, так как он самый подвижный. И т.д.»
Не забывайте показывать все, о чем рассказываете малышу.
Материал подобран учителем-логопедом
Тельновой Любовью Евгеньевной